Вернуться назад
Приложение №_____ 
к приказу директора МОУ «Лицей»
 от «_____»_______________ 200__г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Общие положения
      Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный), нового базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.200г. № 1312 позволяет муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей» строить свою модель организации профильного обучения старшеклассников. Дифференциация и вариативность компонентов базового учебного плана, а также возможность распределять время на изучение предметов в течение года позволяют выстраивать бесконечное множество вариантов прохождения профильного обучения.
      Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях.
      Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность отдельных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана МОУ «Лицей», составленного на основе федерального базисного учебного плана.
      Обучающемуся предоставляется право  формирования индивидуального учебного плана (т.е. самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых лицеем, в том числе их нетрадиционные сочетания) и определения сроков и способов его освоения. Индивидуальные учебные планы могут быть различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года.
2. Нормативно-правовая основа обучения по индивидуальным учебным планам.
      Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:
* Закон РФ «Об образовании», который указывает, что «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <…>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.4 ст. 50);
* Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе УИП;
* Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312);
* Устав МОУ «Лицей».

3. Модели организации профильного обучения на основе ИУП.
      3.1. Моделью профильного обучения на основе ИУП является модель внутрилицейской профилизации.

      3.2. Построение обучения на основе ИУП может менять принципы формирования индивидуального учебного плана образовательного учреждения, равно как и составления расписания. МОУ «Лицей» определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются ИУП каждого ученика. Совокупность индивидуальных учебных планов определяет учебный план и расписание занятий для МОУ «Лицей» в целом.
      3.3. Согласно новой структуре федерального базисного плана, в МОУ «Лицей» изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся старших классов становится основой для их распределения по учебным группам, классам.
      3.4. Значительная часть учебной нагрузки по предметам, изучаемым старшеклассниками на базовом уровне, может быть сконцентрирована в 10 классе. 
      3.5. Учебные предметы могут осваиваться не параллельно, а последовательно, один за другим.
      3.6. Возможны иные варианты составления расписания учебных занятий. ИУП учащегося может предполагать прохождение некоторых учебных курсов и социальных практик в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, а также в рамках дистанционного образования, экстерната.
4. Алгоритм действий по разработке индивидуальных учебных планов:
* проведение анкетирования учащихся и их родителей с целью выявления наклонностей и потребностей в профильных классах;
* оценка возможностей МОУ «Лицей» по созданию профильных классов;
* формирование учебных планов, составленных на основе рекомендаций Министерства образования РФ по профильному обучению и опроса учащихся и их родителей;
* отбор содержания элективных курсов;
* комплектование групп учащихся – слушателей элективных курсов;
* проведение в профильных классах мониторинга по профильным предметам и обработка его результатов.
5. Составление учебного плана МОУ «Лицей», основанного на ИУП.
      Составление учебного плана МОУ «Лицей», основанного на индивидуальных учебных планах,  осуществляется в три этапа.
      5.1. 1 этап – Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых учащимся. 
      Данный этап начинается с составления предварительного учебного плана МОУ «Лицей», включающего в себя набор учебных предметов, которые МОУ «Лицей» может предложить ученикам на выбор. В соответствии с федеральным базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне. Далее перечень дополняется профильными предметами, которые МОУ «Лицей» предлагает обучающимся для выбора. Затем учебным план дополняется предметами, включая предметы  регионального компонента, и элективными курсами. Перечень элективных курсов определяются МОУ «Лицей».
      5.2. 2 этап - Составление индивидуальных учебных планов, учебного плана МОУ «Лицей» и расписания занятий.
      Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух).
      Согласно федеральному базисному учебному плану, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», входящие в инвариантную часть БУП, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются; в случае если на  профильном уровне изучаются  два  предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный курс «Естествознание» на базовом уровне не изучается; учебный предмет «Обществознание» в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществоведение», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля. В случае если «Обществоведение» и один из предметов социально-экономического цикла («Экономика», «Право») изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс «Обществознание» на базовом уровне не изучается.
      5.3. После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами. Суммарная аудиторная нагрузка старшеклассника, отводимая на изучение базовых и профильных предметов, не должна превышать величины 2100 часов за два учебных года (но может быть и меньше этого числа). Суммарный объем предметов регионального компонента составляет 140 часов за два года. Суммарный объем часов, отводимых на изучение элективных курсов, составляет не менее 280 часов за два года. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20.
      5.4.  3 этап – Составление расписания с учетом ИУП. Учебная часть МОУ «Лицей», классный руководитель делают сводную таблицу, которая суммирует индивидуальные учебные планы старшеклассников. Работа по составлению расписания учебных занятий в МОУ «Лицей» фактически предполагает составление расписания учителей и каждого ученика. Также это предполагает изменение способа заполнения классного журнала, введение электронного классного журнала, электронных дневников обучающихся.
6. Составление расписания на основе ИУП.
      6.1. Для успешной организации образовательного процесса в МОУ «Лицей» важнейшее значение имеет составление расписания занятий. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана МОУ «Лицей» и является инструментом для структурирования времени в течение учебного дня, недели, года.
      6.2. Расписание занятий должно соответствовать ориентации МОУ «Лицей» на высокое качество образования, профилактику и преодоление дезорганизации школьной жизни, перегрузки, переутомления, заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых.
      6.3. При составлении расписания занятий возможна реализация блочно-модульного принципа планирования учебного процесса, согласно которому:
* может использоваться принцип чередования предметов со сходным содержанием (например, в течение какого-то времени учащиеся изучают гуманитарные предметы, а затем предметы естественнонаучного цикла;
* может быть сокращено количество предметов, изучаемых параллельно, что позволяет уменьшить ежедневную и еженедельную учебную нагрузку обучающихся и создать условия для более полного погружения учащихся в учебный предмет и введения педагогических технологий, нуждающихся в более длительных учебных занятиях, чем сорокаминутный урок.
      6.4. В расписании занятий возможно выделение специального времени, в которое учащиеся под руководством учителей смогут разработать, защитить и реализовать собственные проекты, социальные практики.
       6.5. При наличии соответствующих условий, а также при успешном прохождении учебных программ обучающимися со второго полугодия 10-ого класса выделяются дни для самостоятельной работы учащихся: библиотечный день, день для подготовки творческих домашних заданий, работы над проектами и т.д.
      7.  Внесение корректировок в созданные учениками в начале 10-ого класса индивидуальные учебные планы.
      7.1. Успешное построение индивидуального учебного плана предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимися выбора. В концепции профильного обучения выдвигается требование гибкости профиля. Это означает, что первоначальный выбор профиля не должен стать окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени обучения. 
      7.2. Обучающийся имеет право в случае необходимости изменить набор курсов, составляющий его индивидуальный учебный план. Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение года при следующих условиях:
* отсутствие академических задолженностей за прошедший период обучения;
* самостоятельная сдача зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;
* письменное ходатайство родителей.
8. Функциональные обязанности администраторов, классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, психолога.
К организационно-педагогическим условиям реализации индивидуальных учебных планов относится распределение функциональных обязанностей педагогов.
Администрация МОУ «Лицей»:
* создает условия для организации профильного обучения в образовательном учреждении;
* определяет структуру и направления и модели профильного обучения;
* несет ответственность за достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам;
* разрабатывает учебный план и расписание занятий;
* разрабатывает нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение профильного обучения на основе индивидуального учебного плана;
* обеспечивает открытую, гласную процедуру конкурсного набора в старшие профильные классы, группы;
* заключает договора с родителями об оказании образовательных услуг на основе индивидуальных учебных планов;
* заключает договора с учреждениями дополнительного образования о совместной деятельности при организации элективных курсов;
* обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки учителей, работающих в профильных классах;
* организует обучение и переподготовку педагогических кадров на курсах повышения квалификации.
Классный руководитель:
* составляет план профориентационной работы с учащимися основной школы;
* организует работу по обеспечению предстоящего выбора учащимися профиля обучения;
* совместно с психологом и социальным педагогом проводит работу по выявлению склонностей учащихся, их профессиональных интересов, жизненных планов;
* проводит анкетирование, беседы с  учащимися и их родителями с целью выявления  потребностей в профильных классах;
* оказывает помощь учащимся своего класса по формированию индивидуальных учебных планов, составленных на основе рекомендаций Министерства образования РФ по профильному обучению и опроса учащихся и их родителей;
Учитель-предметник должен обеспечить:
* вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
* практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
* завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование  способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.





Директор МОУ «Лицей»                                Т.М. Кащеева
Вернуться назад
Сайт управляется системой uCoz