Вернуться назад
Приложение № ________ 
к приказу директора МОУ «Лицей» 
от «______» ___________ 200____г.


ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
учащихся 8-9 классов МОУ «Лицей»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положение об общеобразовательном учреждении РФ, Концепцией развития образования до 2010 года, Уставом МОУ «Лицей», Программой развития МОУ «Лицей» «Образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха».
1.2. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования.
1.3. Предпрофильная подготовка учащихся старших классов основной ступени обучения является подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию.
2. Цели и задачи предпрофильной подготовки
2.1. Основной целью предпрофильной подготовки является обеспечение самоопределения выпускников 9 классов в отношении выбора профиля обучения в 10-11 классах. 
2.2. Предпрофильная подготовка призвана сформировать у учащихся 8-9 классов умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам; сформировать готовность учащихся прикладывать усилия для получения качественного образования, т.е. высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.
2.3. Задачами предпрофильной подготовки являются:
- организация пробы сил;
- информирование об условия и особенностях профилизации;
- реализация профессионально-образовательных потребностей.
3. Принципы построения системы предпрофильной подготовки.
3.1. Вариативность и свобода выбора учащимися элективных курсов, что способствует самоопределению учащихся, формированию их личной ответственности за сделанный выбор.
3.2. Индивидуализация учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.
3.3. Открытость системы предпрофильной подготовки. Оценка успешности учащихся выполняется независимыми экспертами и подтверждается документально специальными сертификатами. Комплектование 10-х классов проводится на основе портфолио.
4. Нововведения в рамках предпрофильной подготовки:
- Курсы по выбору предпрофильной подготовки;
- Новые методы проведения государственной (итоговой) аттестации;
- Портфолио.
5. Учебный план предпрофильной подготовки.
      Учебный процесс предпрофильной подготовки осуществляется по учебному плану. Учебный план предпрофильной подготовки, разрабатывается на каждый учебный год с учетом текущих условий работы МОУ «Лицей» и потребностей учащихся и утверждается Управляющим советом лицея. Базисный учебный план предпрофильной подготовки строится на основе принципа преемственности с профильным обучением в старших классах. Содержание курсов по выбору должно познакомить учащихся с содержанием обучения в старшей школе.
5.1. Учебный план предпрофильной подготовки как часть государственного стандарта устанавливает следующие основные нормативы:
- продолжительность обучения в часах в год;
- структуру содержания образования;
- виды учебных курсов и их примерное содержание, определяемое общими целями предпрофильной подготовки; 
- минимальное и максимальное количество часов, отводимое на изучение отдельных учебных курсов.
5.2. Базовая модель плана предпрофильной подготовки разрабатывается на основе федерального базового учебного плана 2004 года. План предпрофильной подготовки является субъективно-уровневым.
5.3. Максимально возможное количество курсов по выбору, которое может прослушать учащийся равно 32, если продолжительность каждого будет составлять 8 часов в год. Однако при этом наполняемость групп для ведения занятий предпрофильной подготовки должна соответствовать норме.
5.4. Базовой моделью учебного плана предпрофильное подготовки предусматривается:
- 102 часа из расчета 33-х учебных часов на 34 учебных недели в году. 
- 2 часа в неделю отводится на краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. 
- 1/3 объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30-34 часа за год, отводится на информационную работу (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей из образовательных программ, условий приема), а также на мероприятия профориентационного характера, на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся 8-9 классов.
5.5. Учебным планом предусматриваются и другие возможные варианты. Учащиеся могут изучать курсы в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программы: 
- многочасовые тренинговые занятия от 4 и более часов в течение одной недели;
- реализация учебных проектов и социальных практик;
- изучение материала может осуществляться сессионно в течение всего учебного года с перерывами для самостоятельной работы учащихся.
5.6. Учебный план должен быть гибким, содержание учебного плана может развиваться. Неэффективные курсы по выбору могут исключаться из содержания образования и заменяться более эффективными. Не допускается использование не по назначению часов, отведенных на предпрофильную подготовку: для работы со слабоуспевающими, подготовки к олимпиадам или экзаменам.
6. Требования к учебному плану:
- соответствие учебного плана концепции предпрофильной подготовки;
- высокая степень полноты перечня элективных курсов;
- избыточность и вариативность перечня элективных курсов с учетом прогнозируемого выбора учащимися;
- побудительность тем и названий элективных курсов;
- сбалансированность между собой трех видов элективных курсов: предметных, межпредметных и ориентационных;
- обеспеченность учебного плана кадровыми, программно-методическими  ресурсами;
- соответствие нормативно-правовым документам, нормам финансирования предпрофильной подготовки; соответствие предельно допустимой нагрузке учащихся;
- контролируемость и чувствительность к возможным сбоям.

7. Организация учебного процесса в рамках предпрофильной подготовки.
7.1. Учебный процесс в рамках предпрофильной подготовки предполагает широкое использование различных инновационных методов: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы, социальные практики и др.
8. Оказание помощи учащимся в подготовке к профильному обучению.
8.1. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании дальнейшего образования в профильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию учащимися решения о выборе направления последующего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
8.2. Технология формирования будущих профилей обучения включает в себя целый комплекс мер:
- анкетирование с целью выявления профессиональных намерений учащихся 8-9 классов;
- тестирование «Дифференциально-диагностический опросник профессиональной готовности»;
- опрос учащихся и родителей о планируемом выборе и его факторах;
- коллегиальное определение перечня возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками;
- «диагностическая игра» для девятиклассников и их родителей;
- подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе;
- принятие коллективом решения о возможности организации того или иного профиля;
- проведение дня открытых дверей в лицее;
- выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана;
- предъявление учебных планов родителям и учащимся;
- корректировка учебных планов.
8.3. Предпрофильная подготовка обеспечивается  психологическим сопровождением по следующим направлениям:
- исследование интересов, склонностей, потребностей и способностей учащихся;
- информационно-просветительская деятельность;
- профессиональные пробы (предлагаются учащимся в виде практикумов);
- в осуществлении предпрофильной подготовки учащихся используются:
- диагностика интеллектуальной сферы, мотивации;
- уровень самооценки, склонностей и практическая готовность к деятельности;
- программы профессионального самоопределения;
- консультирование учащихся и родителей.
9. Управление системой предпрофильной подготовки
9.1. Эффективное управление введением системы предпрофильной подготовки обеспечивается за счет реализации совокупности управленческих функций, выполняемых в определенной последовательности – управленческого цикла. Управленческий цикл включает: планирование действий по введению предпрофильной подготовки, организацию их выполнения, мотивацию конкретных исполнителей и контроль реализации предпрофильной подготовки.
9.2. Для организации предпрофильной подготовки необходимо иметь несколько планов:
- План реализации системы предпрофильной подготовки;
- Учебный план;
- Программы элективных курсов по предпрофильному обучению;
- Календарно-тематическое и поурочное планирование работы учителей;
- План работы классных руководителей 8-9 классов по профориентации учащихся. 
Вернуться назад
Сайт управляется системой uCoz